Black Music Promo  
Блэк Мьюзик Промо
LifeFacesCulturePaparazziReleasesSupportFriend linksAbout
 
Сегодня 08 июля
среда

Бобби Хатчерсон: повелитель натуральных вибраций

    
 

На днях, 15 августа на 76-м году жизни этот мир покинул выдающийся джазовый музыкант, вибрафонист и дирижёр Роберт "Бобби" Хатчерсон. За свою карьеру он выпустил более 40 альбомов в различных жанрах: от пост-бопа и фри-джаза до фанка и фьюжна. Часть из них уже стала настоящей классикой и вошла в историю джазовой музыки.





Бобби Хатчерсон родился 27 января 1941 года в Лос-Анджелесе. С миром джазовой музыки его познакомил старший брат Тедди, который часто слушал пластинки Арта Блейки со своим другом и одноклассником Декстером Гордоном. К самой же музыке Хатчерсон прикоснулся ещё в восьмилетнем возрасте, когда тетушка обучала его игре на фортепиано. Настоящим открытием для юноши, изменившим всю его дальнейшую жизнь, стала услышанная на улице композиция "Bemsha Swing" с пластинки Майлза Дэвиза и Modern Jazz Giants и в частности, игра виброфониста Милта Джексона. С большим трудом, скопив деньги буквально со школьных завтраков, Бобби удалось приобрести поддержанный вибрафон.
 


Первые опыты игры на инструменте были отнюдь не самыми успешными. В школьные годы он играл в нескольких ансамблях, но был крайне недоволен своей техникой и звучанием. Позже в интервью он будет вспоминать: "Я попадал в первую ноту, но со второй начинался настоящий хаос. Люди освистывали и смеялись, это было настоящим унижением. Моя мама просто улыбалась, а отец то и дело повторял: "Я же говорил – он должен быть каменщиком". Упорство и практика постепенно начали превосходить все ожидания и вскоре он смог попасть в состав к Эрику Долфи. Во многом это было тоже стечением обстоятельств – Долфи ухаживал за сестрой Хатчерсона и часто бывал у них дома. Получив однажды предложение ангажемента в клубе Pandora's Box, Бобби не мог отказаться. В этом же клубе он будет играть и с Чарльзом Ллойдом, и с Кёртисом Эми, и с Кармеллом Джонсоном.
 
Со своей первой записью он дебютировал 3 августа 1960 года, сыграв в двух композициях для семидюймового сингла трио Леса МакКенна для Pacific Jazz. Далее последовала запись "Groovin' Blue" с секстетом Кёртиса Эми и Фрэнком Батлером. 
 


Настоящий успех ждал музыканта в январе 1962 года, когда он присоединился к группе тенориста Билли Митчелла и тромбониста Эла Грея (бывших музыкантов Каунта Бейси) для выступлений в The Jazz Workshop (Сан-Франциско) и знаменитом Birdland в Нью-Йорке. Уже через год Хатчерсон засветится на пластинке Джеки МакЛина "One Step Beyond", где произведёт настоящий фурор с весьма необычным, выделяющимся гармонически звучанием вибрафона. Контракт с Blue Note Records был у Бобби в кармане.
 


Вопреки многим мнениям, первым сольным альбомом Бобби Хатчерсона стал "The Kicker", записанный в 1963 году, но Blue Note выпустили запись лишь в 1999 году, поэтому первым известным альбомом стал "Dialogue" (1965). Пластинка 1966 года "Stick-Up!", записанная с Джо Хендерсоном, Херби Льюисом и Билли Хиггинсом, получила известность, будучи первой из многих записей Хатчерсона, сделанных с МакКоем Тайнером. Сотрудничество с Blue Note в 1963-1977 годах стало одним из самых длительных для лейбла, уступая лишь карьере Хораса Сильвера.
 








В поздние 70-е Хатчерсон выпустил три альбома для Columbia. После метания между несколькими лейблами в начале 80-х он записал восемь релизов для Landmark Records в период с 80-х по ранние 90-е и всё это время продолжал усердно работать аккомпаниатором. Он выпустил несколько альбомов для Atlantic и Verve в 1990-е, три – для швейцарского лейбла Kind of Blue уже в XXI веке и продолжал активно гастролировать.

В 2004 году Хатчерсон стал инаугурационным членом коллектива SFJAZZ, включающего, помимо прочих, Джошуа Редмана, Мигеля Зенона, Николаса Пэйтона, Рене Роснеса и Эрика Харланда. Он гастролировал с ними четыре года и появлялся на открытии SFJAZZ в 2013 году. В 2010-м он получил пожизненную награду Jazz Master Fellowship от National Endowment for the Arts (NEA). В 2014 году Хатчерсон сенсационно вернулся к Blue Note Records с альбомом "Enjoy the View", записанным с Джои ДеФранческо, Дэвидом Сэнборном и Билли Хартом. К сожалению, эта запись стала также и последней для выдающегося вибрафониста.
 
Его игра звучала на ключевых альбомах джазовой истории, от "Out to Lunch!" Долфи до знакового для Blue Note "Mode for Joe" Хендерсона. В своих студийных записях он сумел поработать практически во всех ключевых жанрах, от авангардного "Components" до фанкового "Montara". Он прошёл путь от самоучки до музыканта с собственным звучанием и стилем. Манера игры Хатчерсона сильно отличалась от звучания его предшественников. Он широко использовал не только основной тон вибрафона, но и его расширенные тембральные возможности – в исполнении Бобби резонирующие обертона инструмента и долгие переливы послезвучания длинных нот также играли огромную роль. 
 
Бесспорно, со смертью Хатчерсона ушла целая эпоха.
 


Три главных альбома Бобби Хатчерсона:
"Dialogue" (1965)
"Montara" (1975)
"Components" (1965)
 
Пять главных композиций Бобби Хатчерсона:
"Montara" (1975)
"Little B's Poem" (1965)
"Ummh" (1970)
"Love Song" (1975)
"Goin' Down South" (1971)

 
Автор статьи: Владимир Андрюха

К остальным портретам
http://studiohelloworld.ru/Фотографы

Разработка сайта: WebZenith
Design by Kate



Наши партнёры  
Свердловская филармонияEverJazz