Black Music Promo  
Блэк Мьюзик Промо
LifeFacesCulturePaparazziReleasesSupportFriend linksAbout
 
Сегодня 08 июля
среда

Руфус Томас: искусство быть несерьёзным

    
 

Видя странноватые танцы этого смешного дедушки, одетого в эксцентричные наряды самых кричащих расцветок, можно было легко обмануться на его счёт. Старик Руфус Томас провёл на сцене всю свою сознательную жизнь (почти 78 лет!), развлекая и даря публике радость – и в этом была его высочайшая миссия.

Но он не был клоуном или карнавальным артистом – нет. Руфус Томас жил, буквально дышал той музыкальной культурой, которая в разное время называлась блюзом, ритм-н-блюзом, соулом, фанком, рок-н-роллом. На днях, 26 марта 2017 года, исполнилось ровно 100 лет со дня его рождения, но в наши дни уже мало кто почтит память этого великого артиста. Попробуем восполнить культурные пробелы в нашей обзорной статье.


УЛИЧНЫЙ АРТИСТ

Говоря, что Руфус провёл на сцене всю свою жизнь, я ничуть не преувеличиваю: уже в шесть лет он играл роль лягушки в школьном спектакле, а к десяти освоил профессию чечёточника, выступая на улицах и на любительских представлениях. Постепенно втягиваясь в шоу-бизнес, Томас перебрал, кажется, все доступные ипостаси. Он был ведущим-конферансье, комиком, скэт-вокалистом, танцором, а также организатором шоу талантов, на котором в разное время сделали первые шаги к успеху такие легенды чёрной музыки, как Би Би Кинг, Айк Тёрнер и Бобби Блэнд.

 

ПЕРВАЯ ИЗВЕСТНОСТЬ

Почти с рождения и до последних своих дней Руфус Томас жил в Мемфисе, застав долгую  историю музыкального становления этого города. Он был уже довольно известным персонажем, когда решил остепениться и женился (священником на церемонии был Преподобный Кларенс Франклин, отец Ареты Франклин). На смену водевильным шоу пришла дневная работа на текстильной фабрике. Стоит отметить, что этого заработка певец держался долгих 20 лет – то есть даже тогда, когда его песни стали звучать по всей Америке.

Примерно в 1941 году он начал исполнять песни собственного сочинения. Своими учителями Томас называл Луи Армстронга, Фэтса Уоллера и друга-музыканта Гейтмауса Мура. Это был горячий клубный джамп-блюз, в котором важную роль играла экспрессия. Уже в те годы Томас решил, что его призванием было развлечь и увлечь толпу – не нагружая музыку великим смыслом, доставить радость здесь и сейчас.

В 1949 году Руфус начал вести собственные шоу на WDIA – одной из первых радиостанций с владельцем-афроамериканцем. Впрочем, он обращался к публике независимо от расовых различий, продвигая добротную музыку, которую тогда ещё обозначали как race records. Его программа "Hoot and Holler" в короткое время стала легендой Мемфиса, повлияв на бессчётное количество музыкантов, а сам ведущий добился локальной известности.

 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ УСПЕХ

Вероятно, на волне этого признания в 1953 году к Томасу обратился глава молодой студии звукозаписи Sun Records Сэм Филлипс – ему хотелось выпустить шутливый ответ на песню Биг Мамы Торнтон "Hound Dog", и тут пригодился развлекательный талант Руфуса. Он записал остроумный трек под названием "Bear Cat" – и прославил контору Филипса на всю страну. Эта пластинка стала первым большим хитом Sun, поднявшись до третьей строчки R&B-чарта. За этим, впрочем, последовал иск от издателя "Hound Dog", справедливо указавшего на вопиющий плагиат. Так, не успев начаться, закончилось сотрудничество вокалиста с фирмой, которая вскоре сделает звездой Элвиса.

Сам Руфус с сожалением комментировал этот поворот: "Наша с Сэмом Филлипсом связь была прочнее, чем гайки на Бруклинском мосту. Но когда появились Элвис, Карл Перкинс и Джонни Кэш, с чёрными он больше дел не имел".

Лишь семь лет спустя (артист продолжал работать на фабрике!) ему вновь улыбнулась удача. В 1960 году он познакомился с Джимом Стюартом, который тремя годами ранее основал поп/кантри-лейбл Satellite. После тесного общения Стюарт поддался уговорам Томаса попробовать новый музыкальный формат – ритм-н-блюз. Первой же записью в этом направлении стал дуэт Руфуса с его 17-летней дочкой Карлой "Cause I Love You".

Песня стала большой удачей и для артистов, и для издателей – её ждал локальный успех, который позволил Satellite добиться национальной дистрибуции, а исполнителей хита ждали контракты. Ещё через год студия сменит название на Stax Records и войдёт в историю чёрной музыки как самый прославленный лейбл юга США.

Томас, которому к тому времени исполнилось уже 43 года, продолжал совмещать работу на радио с отбеливанием тканей – но теперь к этому прибавилась также регулярная занятость в студии. Подарив своей дочери национальное признание, он продолжил разрабатывать жилу горячего R&B и вскоре нащупал нужное направление.

 

ВЫГУЛИВАЯ СОБАК

В 1963 году у Руфуса выходит сингл "The Dog", который положил начало череде эксцентричных песен, посвящённых танцам, развлечениям и тому, что вскоре получит броский ярлык "фанк". Трек большого признания не получил, но следом за ним вышла сделанная в том же ключе "Walking the Dog" – и вот тут-то всё и сработало. Развязная (но не развратная) кричалка дошла до 10-й строчки поп-чартов, а вскоре её услышали юные волосатики из The Rolling Stones, записав свою хулиганскую версию.

Этот успех поставил точку на фабричной карьере Томаса, который на 46-м году жизни решил, что называется, "спустить всех собак". И без того яркое, экспрессивное поведение на сцене дополнилось вызывающим образом. Представьте себе дедушку, внешне смахивающего на Армстронга и при этом одетого в фиолетовые или красные шорты, такого же цвета накидку и высокие лаковые сапоги на голую ногу. Прибавьте к этому украшения вроде массивных клипс или клыков убитых животных – и образ завершён.

Примерно тогда же он начал в шутку называть себя "Самый старый в мире подросток". С каждым годом этот "титул" становился всё более правдивым, ведь имиджа Руфус не поменял, даже разменяв девятый десяток. И всё же, и всё же… это не было клоунадой. Он дарил не площадный смех, а чистую радость. Очень показателен визит певца в Италию в 1995 году. В его честь на площади его имени был организован фестиваль, и везде, где бы он ни появлялся, его сопровождали возгласы: "Руфалоне!"

 

ВЫЖИВШИЙ

В конце 1969 года, после нескольких умеренно популярных синглов у Томаса выходит песня "Do the Funky Chicken", вдохновлённая его радио-импровизациями. По-прежнему не отягощённая глубоким смыслом, она обозначила явный заход на фанк-территорию. Успех не заставил себя ждать: пластинка дошла до пятого места в чартах R&B, а вышедшая в следующем году "(Do the) Push and Pull" и вовсе возглавила этот топ на две недели. Позиции 53-летнего артиста укрепили ещё два фанк-боевика – "The Breakdown" и "Do the Funky Penguin".

Стоит отметить, что все эти годы, вплоть до закрытия Stax в 1976 году, Руфус Томас оставался не только исполнителем на контракте, но и наставником для молодёжи. Он учил Отиса Рединга держаться на сцене, да и штатные аккомпаниаторы The M.G.’s у него наверняка что-то да переняли.

Несмотря на постепенный выход из лучей славы, Руфус ни на минуту не прекращал заниматься музыкой. До 1974 года он вёл шоу на радио WDIA, чтобы с середины 80-х вернуться со специальным блюзовым шоу. Он по-прежнему выступал в Штатах и Европе, удивляя публику своим взрывным поведением. Одно из таких шоу было заснято на видео – это сборный концерт артистов Watts/Stax, организованный в 1988 году при деятельном участии певца.

В том же 1988 году Томас, прежде не делавший большой ставки на альбомный формат, записал на известном лейбле Alligator Records добротный диск классического блюза "That Woman is Poison!", чем подтвердил свою прочную связь с корнями чёрной музыки.

В 90-е годы артист по-прежнему был далёк от пенсионных настроений. Он записывал альбомы, вёл радиопрограммы, снимался в кино, организовывал праздничные шоу и выступал, выступал, выступал… В 1997 году на карте Мемфиса, специально по случаю 80-летия певца, появился бульвар Руфуса Томаса. В 2001 году музыканта ввели в Зал славы блюза. На излёте того же года он скончался в больнице от сердечной недостаточности.

Будучи живым воплощением истории чёрной культуры, Руфус неизменно окружал себя атмосферой дружественности и душевной теплоты – об этом в один голос говорят все, кому посчастливилось с ним общаться. Кроме того, не стоит забывать, что этот человек дал жизнь трём детям – и все они стали успешными музыкантами: это вокалистки Карла и Ваниса, а также клавишник Марвелл.

"Мои кумиры всегда по мере возможностей помогали другим добиться успеха. Я убеждён, что в этом и состоит вся моя работа – помогать людям. На вершине места хватит всем. Там полно места для каждого, так почему бы не поделиться им с кем-то? У вас появился шанс – так давайте, поделитесь им с кем-то ещё".

Так говорил великий артист Руфус Томас, умевший быть и серьёзным, и несерьёзным. Большое искусство, скажу я вам.

 

Три главных альбома Руфуса Томаса:
"Walking the Dog" (1963)
"Do the Funky Chicken" (1970)
"That Woman is Poison!" (1988)

Пять главных песен Руфуса Томаса:
"Walking the Dog"
"Do the Funky Chicken"
"Push and Pull Part 1"
"The Breakdown"
"Do the Funky Penguin"

 

Автор статьи: Александр Ашбель


К остальным портретам
http://studiohelloworld.ru/Фотографы

Разработка сайта: WebZenith
Design by Kate



Наши партнёры  
Свердловская филармонияEverJazz