Black Music Promo  
Блэк Мьюзик Промо
LifeFacesCulturePaparazziReleasesSupportFriend linksAbout
 
Сегодня 13 декабря
среда

Уорделл Казейр: Mr. Big Chief

    
 

Когда речь заходит о мэтрах новоорлеанского ритм-н-блюза, чаще всего звучат три имени: Профессор Лонгхейр, Доктор Джон, Алан Туссен. При этом куда меньшую известность получил тот, чьё влияние на НОЛА-саунд едва ли уступает этим "трём китам", а в чём-то и превосходит их. Этого человека звали Уорделл Казейр, и русский "Гугл" не выдаёт по его имени ни одной страницы. Однако здравствуйте.

Отчасти это объяснимо. Казейр не был звездой в привычном представлении, и чаще его можно было встретить в студии, чем где-либо ещё. Его вклад в музыку Нового Орлеана был ощутим прежде всего на слух – сам композитор описал его так: "Я применил новоорлеанский джаз к другим музыкальным стилям". Это был очень интересный человек с уникальным подходом к творческому процессу, поэтому я буду рад, если вы хотя бы вскользь познакомитесь с его биографией.


 

Уорделл Казейр (Wardell Quezergue) родился и всю свою жизнь прожил в Новом Орлеане. Привязанность к малой родине в своё время даже помешала ему принять весьма многообещающее предложение по работе на Atlantic Records. Можно употребить избитое выражение, но в нём действительно жила душа этого города. Он был воспитан в музыкальной семье, два его старших брата были профессиональными джазовыми артистами. Сам же Уорделл, хоть и был трубачом (в первую очередь – в годы военной службы), со временем предпочёл не играть, а сочинять. Уже комиссовавшись, он получил музыкальное образование и с середины 50-х годов стал набивать руку в аранжировках – сперва он перелицовывал популярные радиохиты, затем пришло время и для авторской музыки.

Кстати, о радио. Уже став известным продюсером, Казейр сознательно избегал слушать хиты – дескать, они могли исказить его собственный творческий процесс. Такая звуковая гигиена принесла свои плоды. С начала 60-х студия стала его основным инструментом, при помощи которого продюсер сформировал собственный подход к звучанию. В первую очередь это касалось духовых, но начинал работу над аранжировкой он всегда с басовой линии: именно она задавала композиции грув и нужную энергетику. Самой известной его работой в те годы стала запись, определившая будущее звучание фанка – "Big Chief" Профессора Лонгхейра. 

В 1964 году Уорделл Казейр основал собственный лейбл, получивший вполне очевидное название – Nola Records. Здесь были записаны его первые заметные хиты, но настоящее признание пришло к уже 40-летнему продюсеру чуть позже, когда он заключил контракт с лейблом Malaco из города Джексон (Миссисипи). Так случилось, что в один день в студии были записаны две спродюсированные Казейром песни – "Groove Me" Кинга Флойда и "Mr. Big Stuff" Джин Найт. Обе они со временем достигли вершины R&B-чарта, а "Mr. Big Stuff" и вовсе стала самым продаваемым синглом за всю историю Stax Records. После этого на новоорлеанца посыпались заказы от самых маститых музыкантов.

В семидесятые и восьмидесятые Казейр работал с целой чередой первоклассных "заказчиков", представлявших самые разные музыкальные направления. Би Би Кинг и Доктор Джон, Пол Саймон и Вилли Нельсон, The Neville Brothers и The Pointer Sisters – все они в разное время становились его клиентами, подспудно продвигая новоорлеанский саунд в массы.

 

Со временем музыка Уорделла Казейра усложнилась, он сосредоточился на больших составах и оркестровых произведениях. В 2000 году вышла его "Креольская месса", вдохновлённая его армейским прошлым в годы Корейской войны и выполненная в академических традициях. К сожалению, бесценная коллекция его нотных записей, собиравшаяся десятилетиями, пропала в одночасье – в 2005 году дом подслеповатого ветерана пострадал от печально известного урагана Катрина. На помощь ему тогда пришли друзья-музыканты, организовавшие череду благотворительных концертов.

Несмотря на приличный возраст и борьбу с диабетом, Казейр находил силы на работу. Он по-прежнему делал оркестровки для струнных и духовых, а в 2009 году выпустил альбом с остроумным названием "Music for Children Ages 3 to 103". Возможно, именно таким ребёнком он и остался до самых последних дней. В мае 2011 года у Уорделла умерла жена, с которой он прожил более 60 лет. Несмотря на это, он не оставил своего любимого дела и вскоре сумел завершить работу над альбомом вокалиста Уилла Портера. Скончался Уорделл Казейр 6 сентября 2011 года на 82-м году жизни.

 

"Я слышу музыку глазами. Я могу посмотреть на что-то, затем пробегаюсь глазами по партитуре и напеваю следующую партию. Таким образом, я гляжу на одну партию, сочиняя при этом следующую". Так говорил невоспетый герой Нового Орлеана, которому для создания гениальной музыки порой хватало всего лишь камертона под рукой.

 

Автор статьи: Александр Ашбель


К остальным портретам
http://studiohelloworld.ru/Фотографы

Разработка сайта: WebZenith
Design by Kate



Наши партнёры  
GarlemСвердловская филармонияEverJazz