Black Music Promo  
Блэк Мьюзик Промо
LifeFacesCulturePaparazziReleasesSupportFriend linksAbout
 
Сегодня 07 июля
вторник

Маргулефф и Сесил: люди, построившие саунд Стиви Уандера

    
 

Стиви Уандер – настоящий гений нашего времени. Как и любого гения, его окружало множество единомышленников, вдохновителей и помощников, в той или иной степени причастных к его величию, начиная с матери Лулы Мэй и главы Motown Берри Горди и заканчивая длинной чередой друзей-музыкантов.

В этом окружении несколько особняком стоят два продюсера – американец Роберт Маргулефф и британец Малкольм Сесил. Благодаря их инновационным идеям малыш Стиви превратился не просто в интересного взрослого музыканта, но и вообще в одного из самых влиятельных артистов семидесятых, обладателя трёх "Грэмми" в категории "Лучший альбом года". А начиналось всё с гигантского синтезатора.

 

Margouleff & Cecil with TONTO


Могучий вождь Тонто

В течение нескольких лет Маргулефф (продюсер) и Сесил (опытный джазовый музыкант) создавали колосса, но не на глиняных, а на вполне себе надёжных электронных ногах. Их гигантский студийный инструмент TONTO (The Original New Timbral Orchestra, "Оригинальный новый тембральный оркестр") был единственным в своём роде аналоговым синтезатором – первым и самым крупным за всю историю электронной музыки.

TONTO состоял из огромного числа модулей, в том числе таких брендов, как Moog, Oberheim, ARP, Yamaha и Roland, а также из уникальных мастеровых компонентов. Этот гигант позволял своим создателям добиваться по-настоящему полифонического звучания, так что сравнение с оркестром было вполне уместно.  Под названием Tonto's Expanding Head Band Магулефф и Сесил записали экспериментальный альбом "Zero Time" (1971), который вызвал нешуточный резонанс в музыкальной среде, ведь каждый прорыв в освоении синтеза звука в те годы воспринимался как по-настоящему громкое событие.

Обратил внимание на экзотические звуки и Стиви Уандер, который к 1971 году основательно вырос из подростковых "штанишек" мотауновского поп-соула и уже был готов представить публике первую полностью взрослую программу. Так и произошёл этот союз, который принёс музыканту всемирную славу, а дуэту продюсеров – самый заметный проект в их творческом портфолио.

 

Электронное чудо

Cecil & Margouleff

После выпуска диска "Where I'm Coming From" у Уандера закончился первый контракт с Motown, и по обновлённому соглашению 21-летний артист получал полную творческую свободу. Для своего первого проекта в новом качестве он пригласил Маргулеффа и Сесила на роль сопродюсеров. Так могучий TONTO оказался новым действующим лицом в чёрной музыке 70-х.

Как рассказывает Малколм Сесил, в центре их внимания оказались нижние частоты. Бас-гитара в ритм-н-блюзе того времени была очень массивной, напористой (вспомним добрым словом Джеймса Джемерсона), но создатели мега-синтезатора хотели другого. Они рассчитывали превратить "свинцовый волейбольный мяч" в нечто более музыкальное и разнообразное, заставить бас играть самые разные голоса, исполнять различные роли.

К тому времени Стиви уже был готов полностью взять на себя исполнение всех партий на записи, поэтому переход от струнного баса к клавишному оказался логичным завершением этого процесса. Решение Маргулеффа и Сесила вдохнуло в музыку Уандера новую жизнь: лишившись прежней динамичной основы, она словно задышала и расцвела новыми красками.

Стоит заметить, что применение нового звучания не было бы настолько удачным, если бы оно не соответствовало настроению самой музыки и темпераменту Стиви. Как только вышел диск "Music of My Mind", стало ясно: обратной дороги нет.

 

Тонто пожинает лавры

Malcolm CecilЭто может показаться удивительным, но публика и критики поначалу приняли новое веяние с прохладцей. Причина была проста до банальности: им не хватало хита. Руководство Motown не захотело выпускать "Superwoman" в качестве сингла, так что оставалось только полагаться на продажи альбома.

Ситуацию удалось исправить на следующем альбоме, "Talking Book". Обе стороны пластинки открывались яркими хитами – "You Are the Sunshine of My Life" и "Superstition". Удивительно, но это факт: одна из самых ярких фанк-песен всех времён была записана без бас-гитары! Сразу после выхода диска Стиви прокатился по Штатам вместе с The Rolling Stones. Так его музыка нашла доступ к белой рок-аудитории, но главный успех был впереди.

В работе слепого артиста есть свои особенности. Маргулефф и Сесил стали для него не просто коллегами по работе – они были единой командой, работавшей даже без контрактов, на подном доверии. За четыре года они выпустили четыре альбома, два из которых, " Innervisions" и "Fulfillingness' First Finale", получили "Грэмми". Стиви Уандер вырос в действительно большого артиста, и его верным соратником все эти годы был великан TONTO вместе со своими создателями.

 

Двигаясь дальше

Bob MargouleffПо словам Сесила, разрыв произошёл неожиданно. Записывая "Living for the City", Стиви на одно из продюсерских решений отреагировал резко, указав на то, что это снова похоже на мотауновский диктат, от которого он в своё время ушёл. После этого, обнаружив, что последние четыре года он не был главным продюсером, а действовал в команде, порой бесспорно принимая чужие решения, музыкант решил отказаться от услуг Боба и Малколма. Следующий диск, эпохальный "Songs in the Key of Life", он уже делал самостоятельно, но на это у него ушло в три раза больше времени, чем обычно.

Впрочем, на этом связь Маргулеффа и Сесила с чёрной музыкой не оборвалась – их продакшен (и их главное детище) можно услышать на десятках альбомов других выдающихся артистов. Это The Isley Brothers, Гил-Скотт Херон, Куинси Джонс, Минни Рипертон, Билли Престон, Бобби Уомак и многие, многие другие. Положа руку на сердце, даже современные записи, использующие аналоговую синтезаторную полифонию и клавишный бас, наследуют именно этим двум студийным волшебникам, чьи имена теперь знают по большей части профессионалы и меломаны. Remember to remember.

 

Автор статьи: Александр Ашбель


К остальным портретам
http://studiohelloworld.ru/Фотографы

Разработка сайта: WebZenith
Design by Kate



Наши партнёры  
Свердловская филармонияEverJazz