Black Music Promo  
Блэк Мьюзик Промо
LifeFacesCulturePaparazziReleasesSupportFriend linksAbout
 
Сегодня 07 июля
вторник

Руди Ван Гелдер - маэстро звукозаписи

    
 

RVGЕго имя стало синонимом качества записи в джазе, технологией его работы пользуются и до сих пор, спустя почти полвека, его вклад в музыку неоценим, его имя – Руди Ван Гелдер. За 50 лет работы в области звукозаписи, этот человек был удостоен высшей похвалы и безжалостной критики. Он был ответственным практически за каждую пластинку, выпущенную на лейбле "Blue Note" в период с 1953 по 1967 год включительно; тем самым его карьера охватывает целую эпоху в джазовой индустрии. 

Ещё в юности Ван Гелдер проявлял неуёмный интерес к различного рода электронике (что впоследствии ему очень пригодилось), в основном – конечно, к радио. В 1952 году, когда юноше исполнилось двадцать, он решил обустроить домашнюю звукозаписывающую студию в своем родном доме, в штате Нью-Джерси. Увлечение звукозаписью для него в это время пока не больше чем просто хобби. Днем Ван Гелдеру приходилось работать оптометристом (человек, занимающийся индивидуальным подбором средств коррекции зрения), и только вечером и ночью он мог уделять время своему увлечению. Хорошее оборудование в те годы было для юноши неподъемной роскошью, или же попросту отсутствовало на рынке, поэтому Руди пришлось вспомнить навыки радиолюбителя. Так, например, обычный пульт, выпускаемый для радиостанций, был модифицирован Гелдером для своих нужд звукозаписи. Наконец, когда "студия" в гостиной комнате дома его родителей была готова, можно было приступать к первым записям. Далеко ходить не пришлось. Поначалу Гелдер записывал своих друзей и знакомых музыкантов-любителей, а они в свою очередь сообщали о студии своим друзьям. Первые записи, конечно, были некоммерческими и не приносили особого дохода владельцу домашней студии. Тем не менее, в это время Ван Гелдер оттачивал мастерство звукозаписи и набирался бесценного опыта. Вот как сам маэстро вспоминает о своем первом коммерческом успехе: "Самая первая запись для издания, которую я сделал, моя первая коммерческая запись, - это запись Джо Муни. Это был органист, который работал здесь, в Нью-Джерси. В то время с ним играл на гитаре Баки Пиццарелли, а на контрабасе - парень по имени Боб Картер. У них была постоянная работа, играли они вместе уже долго, и я сделал довольно удачную запись для компании "Carousel Records". Они её выпустили, её стали крутить по радио - в общем, она всем понравилась. Тогда в Нью-Йорке ещё было джазовое радио – WNEW. Там был диск-жокей Эл Коллинз, он крутил эту запись каждый день в обеденное время, и она стала довольно популярной". Это был долгожданный успех.

В 1953 году, после удачной записи ансамбля Гила Мелла в студии Гелдера, звукорежиссером заинтересовался основатель компании "Blue Note" - Альфред Лайон, к которому как раз-таки попала запись. Как позже вспоминал сам Альфред, качество записи потрясло его настолько, что он сам лично решил приехать в студию к Гелдеру, чтобы лицезреть работу талантливого звукорежиссера. Так был заключен первый крупный контракт в жизни Гелдера. С этого времени началась золотая эра компании "Blue Note". Относительно небольшая звукозаписывающая компания быстро приобрела титул элитной джазовой студии. Постоянно экспериментируя со звуком, Гелдер добивался максимальной звуковой передачи всех инструментов и каждого в отдельности, долгое время работая с расстановкой микрофонов и прочего оборудования, особое внимание уделяя даже малозаметным деталям. Так или иначе, многие аспекты записи неизвестны до сих пор, а сам маэстро не особо спешит их раскрывать. Ван Гелдер записывал прославленных музыкантов, имена которых составляют сокровищницу мирового джаза. Среди них Бад Пауэлл, Телониус Монк, Тэд Дэмерон, Уинтон Келли, Хорэс Силвер, Фэтс Наварро, Ховард Макги, Клиффорд Браун, Ли Морган, Фредди Хаббард, Декстер Гордон, Хэнк Мобли, Джеки Маклин, Сони Гриффин, Кенни Бэррон, Клиффорд Джордан, Арт Блейки...и многие другие. Практически каждый альбом приобретал фирменное "вангелдеровское" звучание - только оно могло передать истинное настроение джазовой музыки. Ван Гелдер обладал талантом чувствовать музыку и – самое бесценное – передавать её слушателю в том формате, в каком она существовала в студии.

RVG 2009В 1959 году Ван Гелдер наконец приобретает свой дом и оборудует в нем собственную студию. Только сейчас он перестает заниматься своей основной работой оптометриста и посвящает звукозаписи всё своё время. Продолжая работать на "Blue Note", он также успевал делать записи для других лейблов, таких как "Prestige Records" и "Savoy Records". К сожалению, 1967 году Альфред Лайон покидает "Blue Note", и в компанию приходят новые люди. Но Ван Гелдер остается верным своему делу и продолжает работу звукорежиссера. Вскоре под его началом, на знаменитом лейбле "CTI Records" выходит серия из нескольких джазовых релизов, правда критики встретят издание довольно холодно, а многие назовут его провальным. Ван Гелдер всегда спокойно относился к критике и продолжал заниматься любимым делом, записывая музыку для многих лейблов.

В 1999-2000 годах, в честь своего 60-летия компания "Blue Note" предприняла беспрецедентное по массовости переиздание ставших классическими работ тех лет на CD, причём ремастерингом занимался сам Руди Ван Гелдер. В серии вышло более 200 дисков, которые как и прежде насыщены живым, тёплым, неповторимым "вангелдеровским" звучанием.

Мало кто из современных звукорежиссеров может похвастаться таким богатым опытом, как у Руди Ван Гелдера. Имя этого человека навсегда впишут в историю звукозаписи и в историю джаза. Ведь немногим удается вложить кусочек своей души в запись, будь то чёрная пластмасса винила или невзрачный кругляшок CD.

 

 

Факты:

Руди Ван Гелдер (Rudy Van Gelder) родился 2 ноября 1924 года в Джерси-сити, штат Нью-Джерси.

Среди артистов, с которыми работал Ван Гелдер – Майлз Дэвис, Телониус Монк, Грант Грин, Джон Колтрейн, Диззи Гиллеспи, Арт Блейки, Кенни Дорэм, Джимми Смит и ещё несколько десятков джазовых музыкантов разной степени известности.

Самые знаменитые записи, сделанные Ван Гелдером для Blue Note:
John Coltrane "Blue Train" (1957)
Donald Byrd "A New Perspective" (1963)
Herbie Hancock "Maiden Voyage" (1965)
Horace Silver "Song for My Father" (1964)
Lee Morgan “The Sidewinder” (1963)
 

Автор статьи: Владимир Андрюха 

При написании статьи использованы материалы журнала "Звукорежиссёр" #6 2000г. ©


К остальным портретам
http://studiohelloworld.ru/Фотографы

Разработка сайта: WebZenith
Design by Kate



Наши партнёры  
Свердловская филармонияEverJazz