Black Music Promo  
Блэк Мьюзик Промо
LifeFacesCulturePaparazziReleasesSupportFriend linksAbout
 
Сегодня 04 июля
суббота

Скандинавские уроки импровизации

    
 

1 ноября 2011 года Екатеринбург с единственным концертом посетили корифеи современной джазовой импровизации, норвежец Кен Вандермарк и американец Паал (Пол) Нильссен-Лав. В том, что свой истинный смысл спонтанная музыка обретает лишь при живом выступлении, на записи оставляя только эхо возможных ощущений, убедился екатеринбургский музыкант Антон Чураков.


Ken VandermarkЦК "Урал", почти заполненная парковка, у входа стоят курят люди в деловых костюмах. На первый взгляд, всё это вполне напоминает какой-нибудь очередной фестиваль классической музыки в той же Филармонии. Но проходящих в сторону зала людей встречают вопросом: "Вы на корпоратив или на концерт?". Ответом на этот вопрос является удивление: "Здесь ещё и концерт будет?" Так, пройдя буфет и большой зал, жаждущие всё-таки пищи для ума, а не для желудка, попадают в камерный зал. Здесь в три рядка выставлены стулья – как раз, чтобы поместились все слушатели, пришедшие на концерт известных на весь околоджазовый мир музыкантов. Зал располагал к весьма непосредственному контакту между публикой и исполнителями – как в небольшом клубе. Перед началом небольшой экскурс, посвящённый жизни музыкантов, провёл музыкальный критик и радиоведущий Геннадий Сахаров, определённым образом подготовив публику – хотя неподготовленная публика оказаться здесь могла едва ли.

Вышедшие, наконец, к своим томящимся на сцене инструментам Кен и Паал выглядели усталыми и на общение с публикой были явно не настроены. Но их способ контакта со слушателями был куда более значимым, чем то, что могли бы вместить слова. Импровизационная музыка имеет стихийный характер, особенно когда она не обусловлена чёткими границами. Большее значение тут имеет взаимосвязь между музыкантами. И если хорошая взаимосвязь обусловлена неординарными индивидуальными качествами каждого музыканта, то такая музыка создаёт ощущение того, что ты находишься на неуправляемой лодке без вёсел в разгар шторма, но при этом знаешь, что всё будет в порядке. Именно такое ощущение и позволял уловить тандем саксофона/кларнета Вандермарка и ударных/перкуссии Нильссена-Лава. С точки зрения традиционной музыки архитектура музыкального полотна фри-джаза – это хаос из китча и гротеска. Но если заглянуть внутрь каждого из нас, можно обнаружить всё тоже самое – и даже в более страшной форме. Засилье навязанных мыслей, стереотипов, забот, переживаний сворачивается в ментальный клубок, который размотать в итоге оказывается не так-то просто. И если этот клубок растрясти, то из него посыплется всё то, что для нас обнажают своим спонтанным творчеством самые смелые музыканты. НО после этого, возможно, настанет, наконец ясность и спокойствие, свобода от накопившегося внутри. Вместо сорняков появятся на свет ростки искренности и позитива.

Кларнет Кена сыпал многочисленными пассажами и завываниями, заходился полуживотным стоном; были использованы многочисленные технические приёмы вроде слэпа и перманентного дыхания. Паал тоже не стеснялся в средствах – количество извлечённых обертонов, скрипов, щелчков, шорохов и прочих звуков, сложно поддающихся идентификации, вполне гармонично сливалось с замысловатыми (и не совсем) ритмами. Начало каждого произведения было уверенным и определённым, не было никакого "нащупывания" или наоборот, того, что называется "в омут с головой", – тактики, характерной для многих музыкантов, выходящих за рамки легковоспринимаемой музыки. Когда зазвучал саксофон, разница при смене инструмента была довольно заметна: всё-таки Вандермарк больше кларнетист, чем саксофонист. Однако в последствии эта разница стёрлась, и пассажи, субтон, взвизги зазвучали так же характерно, как и ранее. Нильсен-Лав не уставал изобретать новые способы извлечения шумов, гудений и скрипов при помощи барабанной установки и прочей снеди (ковбелл, различные чаши). Крепкая техника позволяла делать это настолько музыкально и уместно, насколько это казалось возможным.

Концерт продлился не более часа, что нашло своё отражение на несколько неудовлетворённых выражениях лиц присутствующих. Но каждый понимал, что само по себе присутствие на подобном сеансе фриджазовой терапии компенсирует любые небольшие недочёты и недовольства.


Антон Чураков, специально для Black Music Promotion


Мы благодарим Максима Кирова за предоставленные фотографии.


К остальным отчетам
http://studiohelloworld.ru/Фотографы

Разработка сайта: WebZenith
Design by Kate



Наши партнёры  
Свердловская филармонияEverJazz